Минск 22:13

Экс-глава “Белсата” Ромашевска-Гузы потребовала извинений в связи с выдвинутыми ей обвинениями

Источник: страница Агнешки Ромашевской-Гузы в "Фейсбуке"

9 июля, Позірк. Прекратить клевету в отношении себя и своих бывших коллег, а также опубликовать на портале Польского общественного телевидения (TVP) извинения потребовала на своей странице в “Фейсбуке” бывший директор и главный редактор телеканала “Белсат” Агнешка Ромашевска-Гузы.

Она отметила, что обнародованные 8 июля в ее адрес обвинения в хищении денежных средств, выставлении фальшивых счетов за ИТ-услуги и других противоправных действиях являются беспочвенными. По мнению медиаменеджера, они “служат для запугивания людей, которые верили в Польшу и доверяли польской помощи”, и это “играет на руку режиму Лукашенко”.

Ромашевска-Гузы привела аргументы, которые, по ее убеждению, свидетельствуют о неправомерности предъявленных ей нарушений.

В частности, она отметила, что “Белсат” не получил от TVP средств на защиту своего сайта от внешних атак, поэтому телеканалу пришлось создавать соответствующую систему с привлечением внешних услуг. Соответственно, считает экс-директор медиа, обвинения в нецелевом использовании средств являются беспочвенными.

Она также утверждает, что все контракты и заказы, заключение которых ставится в вину бывшему руководству “Белсата”, оплачены “в соответствии с процедурами, действующими в компании TVP”, и решения “обычно проходили и через другие подразделения компании”.

“Средства на оплату ИТ-услуг не прятались в каких-то остатках наличности, а ежегодно выделялись в бюджете канала, после чего расходы утверждались управлением контроля и реструктуризации [телеканала]. Поскольку средства на эти расходы в основном выделялись Министерством иностранных дел (хотя ситуация здесь может меняться из года в год), они также были видны в ежегодных отчетах и счетах, которые” Белсат” предоставлял в МИД”, — отметила Ромашевска-Гузы.

8 июня журналисты-расследователи Radio ZET и RadioZET.pl Мариуш Гершевски и Радослав Груца сообщили что, ликвидатор TVР Даниэль Горгош “уведомил прокуратуру о финансовых нарушениях” на “Белсате”.

По его мнению, бывшее руководство канала, в том числе Ромашевска-Гузы, “не выполнили обязанности и превысили полномочия”.

Сообщалось, что проведенная на “Белсате” проверка якобы выявила среди прочего фиктивные либо завышенные счета за ИT-услуги. Из-за этого Telewizja Polska, в структуру которого входил “Белсат”, могла потерять почти 7 млн злотых (1,64 млн евро).

“Аудиторы утверждают, что руководство “Белсата” заключало договоры на оказание ИТ-услуг без проведения тендерных процедур и без анализа рынка”, — отмечается в материале.

Они также не исключают, что контракты были заключены с компаниями, которые или не имели соответствующего опыта, или создавались специально под конкретные заказы.

Нынешний руководитель “Белсата” Алексей Дикавицкий на просьбу прояснить “Позірку” сложившуюся ситуацию воздержался от комментария.

Ранее сообщалось, что канал войдет в состав медиаструктуры, создаваемой на базе TVP. Структура будет называться Центром зарубежных программ (ЦЗП) и объединит все телеканалы, вещающие на иностранных языках.

По словам руководителя TVP World Михала Бронятовского, основная работа по созданию ЦЗП уже проведена, сейчас разрабатывается его регламент и структура.

Предполагается, что в состав ЦЗП кроме “Белсата” войдут российский канал “Вот Так” и “украинская редакция”, которая начнет работу 1 марта 2025 года. Управлять ЦЗП будет TVP World.

12 марта Ромашевска-Гузы, руководившая каналом с 2007 года, сообщила о своем увольнении. В тот же день стало известно, что во главе канала станет Дикавицкий, до этого занимавший должность замдиректора.

Пресс-служба TVP отметила тогда, что изменения стали “результатом работы над новой моделью для зарубежных каналов TVP”, финансируемых польским Министерством иностранных дел.

3 апреля Ромашевска-Гузы обратилась в суд с иском к TVP. “Не должно быть так, что после 32 лет работы человека выбрасывают, как мусор”, — написала она в “Фейсбуке”.

В 2023 году “Белсат”, основным источником финансирования которого являются средства МИД Польши, получил от ведомства 63 млн злотых (около 15,8 млн долларов на сегодня), сообщил Дикавицкий на пресс-конференции 20 марта. На текущий год, по его словам, эта сумма сокращена до 40 млн злотых (чуть более 10 млн долларов). Таким образом, финансирование уменьшено на 36,5%.

После прихода к власти по результатам парламентских выборов, состоявшихся в октябре 2023 года, правительство нового премьер-министра Дональда Туска начало ревизию общественных и государственных СМИ, которые, по его мнению, отстаивали интересы только правившей до этого партии-конкурента “Право и справедливость”.

Телеканал “Белсат” создан для вещания на Беларусь в 2007 году на основании договора между МИД Польши и TVP.


ПОДЕЛИТЬСЯ:
ru